23 | 06 | 2017

dos box

DOSBox 0.74 - эмулятор, создающий DOS-окружение, необходимое для запуска Clipper и любых других программ для MS-DOS, которые не запускаются на современных компьютерах.

 DosBox – это эмулятор 486 компьютера с установленной на него операционной системой DOS.
 Чтобы запустить его и приступить к работе достаточно два раза кликнуть на .exe файле - никаких дополнительных действий не требуется. Все сведения о настройках программы содержатся в файле dosbox.conf, который можно изменить в любом текстовом редакторе. Последняя официальная версия на данный момент - 0.74
 Работа в досбоксе аналогична работе в досе, разве что оболочка досбокса поддерживает значимо меньшее количество команд. 

Досбокс - виртуальная машина, эмулятор, после запуска можно считать что вы работаете в досе. Подробнее о командах написано ниже. 
 Виртуальная машина требует для работы с конкретным софтом некоторых простых настроек. В DosBox нельзя просто перейти в папку на вашем диске, для начала вам нужно указать какую папку/диск вы собираетесь использовать. 
 Для удобства навигации и запуска нелишне найти и поместить в ту же папку Volcov Commander , а потом как только запустится досбокс набрать vc и жизнь сразу станет куда легче. 

Ниже  представлено описание работы с   DosBox от Arik

1. Скачать эмулятор.

Русификатор находится здесь

2. Запуск приложений
2.1 Самый простейший способ запуска
2.2 Запуск стандартными средствами
2.3 Использование сторонних оболочек для запуска
2.4 Альтернативный способ запуска
2.5 Способ запуска через нортон

3. Настройка DosBox
3.1 Настройка скорости
3.2 Включение сглаживания
3.3 Полезные пункты в настройках
3.4 Запуск DosBox без вспомогательного окна
3.5 Переназначение кнопок
3.6 Список системных кнопок
3.7 Подключение CD-Rom и дисковода (в том числе образов)
3.8 Настройка звука в играх с DosBox
3.9 Переводим DosBox на русский язык
3.10 Индивидуальная настройка для каждой игры

4. Дополнительные возможности
4.1 Снятие скриншотов, запись звуков и музыки, создание роликов
4.2 Запуск игр с загрузочных дискет
4.3 Сетевая игра по локальной сети и интернету в DosBox

5. Оболочки
- DOSShell
- DOSBoxer
- D-Fend

Весьма полезным будет ознакомиться с readme файлом Dosbox. Специально для тех, кто не может это сделать на языке первоисточника - английском, я выкладываю его перевод. Смотрите раздел Переводим DosBox на русский.

1. Скачивание эмулятора.

Сразу отмечу, что программа бесплатная, что делает ее еще более привлекательной. Кроме того версия значится не иначе как 0.xx, то есть это не конечный вариант и, скорей всего, все будет еще лучше.

2. Запуск приложений

2.1 Самый простейший способ запуска

Проще всего запустить игру таким образом: открыть папку с DosBox и вынести его ярлык на рабочий стол (Перетащить файл dosbox.exe, используя правую кнопку мыши, а отпустив ее над рабочим столом выбрать пункт "создать ярлык"). Открыть папку с игрой. Дальше просто взять и перетащить мышкой запускаемый файл игры на ярлык DosBox.

Обратите внимание, что при пертаскивании не на ярлык, а на сам файл DosBox.exe не будет считаны настройки из dosbox.conf.

2.2 Запуск стандартными средствами

После скачивания DosBox необходимо установить. Рекомендую разместить его не в programm files, как предлагает установщик, а во что-то более простое. Вроде С:Dosbox.

Вначале рассмотрим ситуацию без оболочки. Запустив Dosbox, вы увидите интерфейс в стиле DOS. Команды здесь соответствующие. Для начала положите какую-нибудь игру в папку с простым именем и местоположением. Здесь действуют некоторые законы Доса. То есть 8 символов в названии, без пробелов, не более 3 вложенных папок итд. Правда все это относится только к командам Dos, при подключении допустимо использовать такие названия. Пусть это будет C:dosmodespques2

Теперь необходимо указать эмулятору, где у вас будет виртуальный диск с. Для этого пишем mount с c:dosmodespquest2 (здесь папки могут иметь нормальный размер имен, но при наличии пробела нужно писать путь в кавычках "c:dd dd")

Теперь переключаемся на этот диск (То есть пишем C:). Используя команды Доса, продвигаемся к запускающему файлу (cd spquest2), (запускаем start.bat). Все, игра запущена.

Обратите внимание, что при добавлении/изменении файлов из Windows в DosBox в уже подключеных папках ничего меняться не будет. Используйте команду rescan для обновления содержания.

2.3 Использование сторонних оболочек для запуска

Имеется большое число оболочек для Dos Box, которые способны запускать игры в графическом виде, не пребегая к текстовому вводу команд, их описание можно найти ниже. Обратите нимание, что оболочки пишутся под определенную версию. На данный момент не существует ни одной оболочки под последнюю версию 0.65, так что многие пункты оболочки могут работать неправильно.

2.4 Альтернативный способ запуска

Спустя какое-то аремя я нашел более удобный способ запускать игры в DosBox. Надо только внести этот пункт в меню, вызываемое правой кнопкой мыши. Для этого придется заняться редактированием реестра. Выберите пуск -> выполнить. В окошке наберите regedit. Откроется окно редактирования реестра. Перейдите на:
HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClasses*Shell
Если нет этого каталога - создайте.
В этой папке создайте каталог SETCMD1 (правый клик по папке Shell -> создать -> раздел).
В ключе "по умолчанию" запишите что-то вроде Открыть в DosBox (Для записи правая кнопка по ключу -> изменить).
Теперь в получившемся пути HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClasses*ShellSETCMD1 создайте каталог Command (таким же методом).
В каталоге так-же будет ключ по умолчанию. Измените его значение на:
"e:dosboxdosbox.exe" -conf "e:dosboxdosbox.conf" "%1"
Где e:dosbox - папка с DosBox.

В связи с появлением переназначения раскладки клавиатуры в версии 0.62 появилась необходимость прописать в dosbox.conf строчку, чтобы при запуске использовался файл с настройками клавиш (mapper.txt) из папки с DosBox. Открываем dosbox.conf в любом текстовом редакторе и ищем там пункт mapperfile=. Меняем все что справа от него на полный путь к файлу mapper.txt. Например: mapperfile=D:DOSBoxmapper.txt

Если вы будете снимать скриншоты, или записывать звуки, то нужно сразу поменять папку куда они будут сохранятся. Ищем пункт captures= и меняем его значения на любую папку с полным путем. Пример: captures=D:DOSBoxcapture

Получится что-то вроде этого:


Если вы хотите, чтобы пункт запуска появлялся только на тех файлах, которые в принципе могут запускаться в DosBox, то описанную процедуру редактирования реестра нужно делать не в HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClasses* (что соответсвует всем типам файлов), а в HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClassesexefile , HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClassescomfile и HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREClassesbatfile.

2.5 Способ запуска через нортон

Думаю для многих Dos ассоциируется именно с синим экранчиком нортон коммандера и волков коммандера. Так почему бы не сделать работу с DosBox похожей на тот самый процесс? Для этого понадобится только сам DosBox и нортон. Все, что нужно сделать - грузить нортон при запуске. Для этого откройте файл dosbox.conf в любом текстовом редакторе. В самом низу есть раздел [autoexec]. Именно в него мы и будем писать. Для начала нужно смонтировать папку с нортоном командой mount y d:dosboxnc , где y - произвольный виртуальный диск, а d:dosboxnc - путь к нортону. Далее необходимо запустить нортон простой досовской командой (пишем дальше в раздел). y:nc.exe . Теперь при загрузке DosBox, будет автоматически загружаться нортон. В принципе все. Однако из-за необходимости монтировать диски работать в таком нортоне не шибко удобно. А что нам мешает подключить все имеющиеся на компьютере диски или какие-то папки, откуда вы всегда запускаете дос-игры? Ничего! Возвращаемся к разделу [autoexec] и пишем до строки с загрузкой нортона.
mount c c:games
Теперь в нортоне появилась реальная ветка диска C.
Можно смонтировать и корень диска (c: например), но это не рекомендуется. Сбой в DosBox может привести к потере всех файлов в корне.

3. Настройка DosBox

3.1 Настройка скорости

Вопрос настройки скорости, наверное, один из основных, вызывающих трудности вопросов, потому рассмотрим ее подробно.

По-умолчанию в DosBox в качестве параметра cycles (скорости, то есть число команд в миллисекунду, которое эмулятор пытается выполнить) используется auto. В этом режиме при запуске игры DosBox сам пытается определить, нужна ли игре максимальная производительность или стоит ограничится каким-то фиксированным числом циклов. Например, в некоторых играх больше производительности дает большей кадров в секунду, а значит плавную картинку. В других, особенно более старых, лишние мощности не дают ничего, а иногда приводят к тому, что игра идет слишком быстро.

Как это выглядит со стороны пользователя? Вы запускаете игру и видите либо проценты в поле Cycles (слово max означает 100%), либо число. 100% - это максимальная производительность что может дать DosBox на вашем компьютере.

Вы можете подстраивать скорость на ходу. Это делается с помощью комбинаций:
CTRL+F12 (в большую сторону) и CTRL+F11 (в меньшую сторону). Стоит учесть тот факт, что эмуляция работает во много раз медленнее, чем программы выполняющиеся напрямую. Например, чтобы нормально играть с помощью DosBox в игры для 286 компьютера понадобиться Pentium 400 и больше.
Если предел скорости достигнут, но этого все равно мало, можно отрегулировать число пропускаемых эмулятором кадров (Frame Skip – также как и Cycles отображается вверху окна):
CTRL+F8 (увеличить пропуск) и CTRL+F7 (уменьшить). Это даст возможность эмулировать игру быстрее, но из-за выпадающих кадров в плавности картинки вы потеряете.
Frame Skip = 1 - значит, что будет пропускаться 1 кадр, затем отображаться 1. При значении = 2 - будет пропускаться 2 кадра, отображаться 1 итд.

С процентной задачей скорости все понятно, но с абсолютной есть нюансы. Как понять в этом режиме, что быстрей обрабатывать нельзя? Оптимальным вариантом является установка такой скорости, что загруженность вашего реального процессора достигает 90-95% (посмотреть загруженность в Win 2000 и XP можно нажав Alt+CTRL+ DEL). Это и есть самая большая скорость, которую вы можете получить для данной игры.
Внимание, у реальных и виртуальных (с Hyperthreading) двухядерных процессоров предел загруженности составляет 50%, а не 100%. DosBox работает только в один поток.

Обратите внимание, что если вы поставили пропуск кадров в не процентном режиме скорости, то нужно будет накинуть с помощью CTRL+F12 и циклов, чтобы эмуляция пошла быстрей (до максимального уровня, как указано выше). В процентном она подгонится автоматически.

В файле dosbox.conf можно прописать какой режим и скорость ставить в эмуляторе при запуске. За это отвечает пункт cycles. Например, написав cycles=10000 вы получите такое число циклов при запуске. Если написать cycles=max, то DosBox будет ставить максимальную скорость каждый раз. Чтобы оставить параметр auto (по-умолчанию выставлен он), но задать настройки для каждого режима напишите следующее:
cycles=auto 9000 95%
Такая запись оставит выбор режима за DosBox. Если будет использоваться абсолютный режим, то число циклов станет 9000, если процентный, то эмулятор выставит 95% от максимума.

3.2 Включение сглаживания

И еще кое-что о DosBox. Дело в том, что в нем имеется атернативный способ отображения увеличенной картинки. Это сглаживание областями. В результате получается не расквадраченная картинка, несколько напоминающая Flash графику. Сразу скажу, что все это на любителя (лично я предпочитаю нормальное отображение), но все же. Чтобы включить этот эффект нужно открыть dosbox.conf любым текстовым редактором и найти в нем строчку:
scaler=
Пропишите справа от scaller= одно из следующих значений:
none - отображение один к одному
normal2x - Просто двойное увеличение (по-умолчанию)
advmame2x - Хитрое сглаживание одночветных областей. Так как разрешение становится в два раза больше в этом режиме делаются плавные углы. Тоесть один пиксель, который стал бы квадратом 2x2 делается не остроугольным а со срезаными краями. В результате графика становится не расквадраченой, но зато похожей на Flash графику.
advmame3x - То же, но с тройным увеличением
advinterp2x - То же, но с более плавными переходами
interp2x - Просто размазывание, нет расквадрачености, но получается весьма неприятный эффект
tv2x - Добавление горизонтальных темных полос, эффект телевизора.
И многие другие (число растет с новыми версиями)


3.3 Полезные пункты в настройках

Открываем dosbox.conf и ищем:

fullscreen= (true - загружается в полноэкранном режиме, false - в оконном)

autolock= (true - при щелчке мыши по DosBox мышка закрепляется в этом окне, false - не закрепляется)
При этом, начиная с версии 0.65 система закрепления была пересмотрена. Теперь при отключении autolock (=false), мышка будет одновременно активна и в игре и за ее пределами. Пока курсор над игровым полем - обрабатывается игровой курсор, как только он выезжает за игровое поле - мышка открепляется от DosBox.

sensitivity= (чувствительность мыши, по-умолчанию 100)

waitonerror= (true - при ошибке не закрывать сразу консоль, дает возможность посмотреть, что за ошибка)

priority= (первое значение - приоритет когда DosBox активен, второе - когда свернут или неактивен. Доступны параметры lower,normal,higher,highest идут по возрастанию. По-умолчанию priority=higher,normal)

Иногда бывает значимым пункт machine. Он указывает какой тип видеоадаптера будет пытаться использовать DosBox. По-умолчанию - это VGA. Данный вариант предпочтителен, при нем будет выбираться наилучший тип графики (из присутсвующих, конечно). Однако такие режимы, как tandy и pcjr нужно указывать отдельно.

Важным может оказаться пункт output= . Если при переходе в полноэкранный режим и возвращении обратно DosBox выдает вам ошибку и вылетает, сменить значение по-умолчанию surface на ovelay или opengl.

3.4 Запуск DosBox без вспомогательного окна

Запустить DosBox с параметром -noconsole
(Создаете ярлык dosbox.exe, правой кнопкой по ярлыку -> свойства ->вкладка ярлык -> поле Объект: добавляете в конце -noconsole. Получится что-то вроде D:DOSBoxdosbox.exe -noconsole.

Если используете альтернативный способ измените строку в реестре на
"e:dosboxdosbox.exe" -conf "e:dosboxdosbox.conf" "%1" -noconsole
То есть, добавьте в конец -noconsole

3.5 Переназначение кнопок

С версии 0.62 в эмуляторе могут быть переназначены любые клавиши (а с 0.70 можно переназначить и оси джойстика), даже если это не предусмотрено игрой. Ну например, хочется вам играть в гонки не со стрелочками, а используя w,s,a,d.
Хочется - пожалуйста. Для этого надо немного переопределить раскладку. Вызвать эту функцию можно двумя способами:

1. Запустить DosBox с параметром -startmapper
При этом при старте загрузится настройка клавиш. (Создаете ярлык dosbox.exe, правой кнопкой по ярлыку -> свойства ->вкладка ярлык -> поле Объект: добавляете в конце -startmapper. Получится что-то вроде D:DOSBoxdosbox.exe -startmapper.

2. После запуска DosBox нажать CTRL+F1. Работает нестабиильно. У меня на каждый удачный случай получалось по 6-8 вылетов из DosBox.

Кликаете по любой клавиши, вызов которой хотите повесить на другу. Например выбираете стрелку вверх. Внизу появляется EVENT: Key_up BIND: Key_up. То есть нажатие стрелки вверх вызывается стрелкой вверх. Выбираем либо кнопку DEL (удалить), если необходимо изменить данный вариант, либо ADD (добавить) если надо оставить такой расклад, плюс добавить еще один. Выбираем ADD. Теперь нужно нажать клавишу, которая будет работать как стрелка вверх (нажать клавишу физически, а не выбрать мышкой!). Нажимаем W. Появляется EVENT: Key_up BIND: Key w. То есть, кнопка w будет работать как стрелка. Нажимая кнопку NEXT можно перебирать варианты. Их будет два, то есть стрелка вверх будет по прежнему работать, плюс к тому можно будет использовать вместо нее кнопку w. Теперь осталось сохранить результат (SAVE) и выйти (EXIT).

Если выбирая кнопку вы выберите пункт mod1, то это будет комбинация CTRL+кнопка, Если mod2 ALT + кнопка. Mod3 по умолчанию не задана, но вы можете назначит ее как и любой другой режим. Например, чтобы использовать комбинацию p + кнока. Практическо применение Hold я пока не понял. Если назначить этот пункт то кнопка "залипает", и отключит дальше эту кнопку невозможно. В опописаниях про Hold ни слова.

Кстати, обратите внимание, что можно переназначить и системные кнопки. Например повесить на "+" увеличение скорости, а на "-" уменьшение.

3.6 Список системных кнопок

ALT-ENTER Переход на полный экран
ALT-PAUSE Запаузить эмуляцию
CTRL-F1 Переназначение кнопок
CTRL-F4 Сменить смонтированный образ диска. Обновить кэш директории для
всех дисков!
CTRL-ALT-F5 Старт/Стоп создания ролика с экрана
CTRL-F5 Сделать скриншот
CTRL-F6 Старт/Стоп записи звука
CTRL-ALT-F7 Старт/Стоп записи OPL команд
CTRL-ALT-F8 Старт/Стоп записи MIDI команд.
CTRL-F7 Увеличить пропуск кадров
CTRL-F8 Уменьшить пропуск кадров
CTRL-F9 Закрыть DosBox
CTRL-F10 Захватить/Отпустить мышь
CTRL-F11 Замедлить эмулятор
CTRL-F12 Ускорить эмулятор
ALT-F12 Убрать ограничение скорости (турбо кнопка)
При нажатии этой кнопки игра ускоряется до предела. Ускорение идет пока комбинация нажата. Бывает очень полезно для промотки заставок, ускорения ожидания, даже если игрой это не предусмотрено. К сожалению комбинация не очень стабильна. Самый частый симптом при таком ускорении - исчезновение в дальнейшем звука.

3.7 Подключение CD-Rom и дисковода (в том числе образов)

В DosBox имеется возможность подключить как CD-Rom, так и дисковод, или даже простую папку, но чтобы программа считала ее CD-Rom диском. Если вам нужны просто файлы с диска, то можно выполнить обычную операцию, как и для любой папки:
mount с e: (где с - виртуальный диск, а e: - путь к CD-rom)
Если же есть необходимость подключить диск или папку именно как CD необходимо выполнить следующую команду:
mount с e: -t type (где type - тип носителя. Это либо dir -папка, либо cdrom - CD диск, либо floppy - дисковод)
Написав mount с e: -t cdrom мы подключим диск E: как CD-Rom в качестве виртуального диска с для DosBox. Вместо e: может стоять и путь к конкретной папке даже не на CD-Rom диске. Аналогично с дисководом.
Не обязательно. Чтобы подключить CD-Rom на низком уровне нужно написать mount -cd. Вы получите список CD-дисков с их номерами. Далее вводите mount с e: -t cdrom -usecd 0 (где 0 - номер CD)

Образы подключаються следующим методом:
imgmount с d:pop_instal.mdf -t iso (где с - виртуальный диск, d:pop_install.mdf - путь и имя образа, -t тип подключаемого файла - в данном случае образ CD, то есть iso)
Обычно образы храняться в файле с расширением *.iso. Однако если это не так, то это не значит, что он не будет распознан DosBox. В данном примере расширение было *.mdf

Образы дискет подключаются также imgmount с d:disket.img -t floppy (меняется только тип на floppy)
Для подключения образов жестких дисков используйте тип hdd.

3.8 Настройка звука в играх с DosBox

Этот пункт в основном будет интересен для людей, не знакомых с настройкой звукового устройства Sound Blaster. Прежде всего, стоит помнить, что настройка звука раньше, как правило, производилась с помощью отдельной программы настройщика. Самые частые имена таких конфигурационных программок: setsound, setup, install, sound, snd и других.
Далее необходимо выбрать пункт с изменением звукового устройства. В нем, от числа вариантов могут начать разбегаться глаза. Впрочем, здесь все просто, ищите Sound Blaster - самый лучший вариант звука. Если такого пункта нет, стоит поискать Adlib. Наконец, DosBox поддерживает такие варианты, как Tandy и самый стандартный, но наиболее примитивный - PC Speaker (пищалка, сохранившаяся даже в современных компьютерах).

C музыкой тоже все очень хитро, здесь можно как оставить Sound Blaster, так использовать Gravis Ultrasound или интерфейс MPU-401. Два последних дают заметно большую инструментальность музыки и во многих случаях она звучит лучше. Но если Gravis Ultrasound требует дополнительной настройки и сторонние файлы (и пока не рассматривается в этом мануале), то с MPU-401 все намного проще. При конфигурировании звука из-под DosBox для музыки можно смело выбирать этот вариант. В настройках игры он встречается в трех вариантах - это либо стандарт General Midi либо устройства Roland LAPC1 и Roland MT32, последние два предпочтительней. Проще говоря при выборе устройства для вывода музыки ищите одну из этих надписей.

Самое сложное - дальнейшая настройка Sound Blaster. Иногда можно встретить автоматическое определение параметров звукового устройства, чаще приходится вводить ручками. Сразу скажу, что настройки могут быть любыми, поэтому приведенный ниже список действителен для DosBox с конфигурацией по-умолчанию:
base I/O address - 220 (иногда нужно писать 220h)
IRQ number - 7
DMA channel - 1
Данные параметры означают: базовый адрес ввода/вывода, номер прерывания и канал прямого доступа к памяти соответственно. Впрочем, смысл этих терминов понимать не обязательно.
В DosBox эти параметры настраиваются в разделе [sblaster].

Во второй части раздела рассмотрим настройки громкости звука в DosBox. Для этого имеется встроенная программка mixer. Обратится к ней можно командой mixer, когда вы находитесь в тестовой среде DosBox. Если просто набрать mixer, как результат будет выдана небольшая таблица, в которой указана громкость каждого устройства. По-умолчанию это 100:100. Две цифры означают громкость левой и правой колонки. Таким образом, звук настраивается индивидуально для каждого устройства и индивидуально для каждой колонки. Богатый набор! Для настройки нужно написать mixer <устройство> <уровень звука>. Имя устройства переписывайте из выведенной таблицы.
mixer sb 30:50
Данная команда означает - уменьшить звук Sound Blaster до 30% для левой колонки и 50 % для правой.
mixer spkr 50
Уменьшает звук PC Speaker до 50 процентов для обоих каналов (можно писать одну цифру). Его громкое пищание иногда сильно раздражает.
Ну, и наконец, чтобы не сидеть и не врубаться, что именно за звук перед вами, можно просто уменьшить весь звук, выводимый DosBox.
mixer master 10
Уменьшить весь звук до 10%

В случае, если вам лень каждый раз при запуске перенастраивать громкость, можно зафиксировать ее раз и на всегда. Для этого откройте файл dosbox.conf, в котором перейдите к последнему пункту [autoexec]. В нем нужно добавить команду с настройкой звука, аналогично описанному выше. Например, mixer master 10. Теперь при старте звук будет устанавливаться в заданный уровень.

3.9 Переводим DosBox на русский язык

В DosBox заложена возможность перевода его на различные языки. Дает это не много, но все равно приятно лицезреть родные буквы в оболочке. Для этого понадобится две вещи: программка, подключающая русскую кодировку и файл с перереводом, который к комплектации не прилагается. Впрочем, не пугайтесь, перевод я уже сделал. Итак, качаем перевод: документация и перевод оболочки для DosBox 0.63 или документация и перевод оболочки для DosBox 0.65 или документация для DosBox 0.70 или документация и перевод оболочки для DosBox 0.72. Теперь нужно все это подключить. Открываем файл dosbox.conf в любом текстовом редакторе и ищем строку language=. Приписываем справа от "=" путь к файлу с переводом, например d:dosboxrus.txt. Теперь, если запустить DosBox, можно увидеть иероглифы. Это происходит из-за отсутствия русской кодировки в DosBox.
Есть два варианта подключить русскую кодировку:

1. В версии 0.70 появилась встроеная возможность. Найдите в dosbox.conf пункт keyboardlayout=none и измените на keyboardlayout=RU. Все, кодировка подкулючена. Переключения языка: LEFT-ALT+RIGHT-SHIFT - набирать русский текст, LEFT-ALT+LEFT-SHIFT - набирать английский текст.

2. Можно использовать резидентные программы, например Keyrus и другие варианты. В том же dosbox.conf ищем раздел [autoexec] и пишем в нем: mount y d:dosbox
Где "y" - произвольный диск, а d:dosbox - папка с програмкой на вашем реальном диске. Не забудьте, если папка содержит пробелы, ее нужно писать в кавычках ("d:dos box").
Далее нужно просто запустить програмку. Для этого там же дописываете строку: y:rk.com (запуск с смонтированного диска). Должно получиться что-то вроде этого:


!!! Внимание, при подключении программки, обеспечивающей русскую кодировку (не перевод, а именно программка - в нашем случае RK.COM) могут возникнуть ситуации, что некоторые игры, поддерживаемые DosBox, перестанут запускаться. Возникает такая проблема редко, но она есть. Решение - просто отключите программу кодировки. Наблюдения также показали, что разные программки (rk и keyrus) создают помехи в разных случаях. Если из-за кодировщика возникают сбои, а русский шрифт все же нужен, попробуйте запускать другой кодировщик.

3.10 Индивидуальная настройка для каждой игры

Начиная с версии 0.65 появилась возможность стандартными средствами подстраивать параметры для каждой игры. Для этого нужно создать в папке с игрой файл run.bat (имя может быть любым. Создайте простой текстовый файл и переименуйте), открыть его в любом текстовом редакторе и записать те параметры, которые должны отличаться от стандартных. Делается это командой CONFIG с параметром SET. Например, мы хотим, чтобы игра Dave 2 запускалась со скоростью в 3000 и с отключенным PC спикером:
CONFIG -SET cycles=3000
CONFIG -SET pcspeaker=false
dave.exe (здесь должен быть запускающий файл игры)

Обратите внимание, что это сокращенная запись, в полном виде первая строка выглядела бы как:
CONFIG -SET "cpu cycles=3000" (То есть, вначале идет название секции в настройках)

Сохранив такой файл и запустив его в DosBox, вы получите желаемый результат. Теперь вы можете запускать Dave именно с такими настройками, при этом не перенастраивая каждый раз DosBox. К сожалению DosBox начинает глючить при попытке таким образом установить графический фильтр (например, CONFIG -SET scaler=advmame3x). Это явный глюк. Если прописать данную команду уже в самой оболочке - она сработает.


4. Дополнительные возможности

4.1 Снятие скриншотов, запись звуков и музыки, создание роликов

DosBox позволяет делать и такое. Комбинация CTRL+F5 позволяет сделать скриншот. Он будет создан в оригинальном разрешении (даже при увеличении и использовании фильтров) и записан в формат png. Здесь стоит обратить внимание на то, чтобы папка, прописанная в конфиге (dosbox.conf, пункт captures) существовала. Если такой папки не окажется, скриншот создан не будет. Это особенно актуально при использовании способо запуска через правую кнопку мыши. В этом случае должен быть прописан полный путь. То есть, вместо "capture" - "D:Dosboxcapture".

Запись в формате Midi осуществляется сочетанием CTRL-ALT-F8. После первого нажатия DosBox перейдет в ожидание записи. Сама запись начнется только после начала проигрывания непосредственно midi. Для завершения нажмите комбинацию повторно. Преимущество этой записи заключается в том, что чаще всего можно записать только музыку, не смотря на присутсвие других звуков игры. Но данный режим записывает только Midi команды. Поэтому если музыка играет, а запись не началась - перед вами не Midi.

Запись в wav начинается сразу после нажатия комбинации CTRL-F6 . И останавливается повторным нажатием. В отличае от предыдущего метода, в wav записываются все звуки. Правда и размер получается намного больше.
Сохранение звука происходит в ту же папку, что и скриншотов.

С роликами та же история. Начало записи и ее остановка осуществляется комбинацией CTRL-ALT-F5. При этом вы должны именно остановить запись, а не просто закрыть DosBox, иначе ролик получится битым. Сохранение роликов происходит в ту же папку, что и скриншотов. При этом, если во время записи игра будет менять разрешение, то в этот момент начнет создаваться следующий ролик - разрешение в одном ролике должно быть одинаковым. Для проигрывания должен быть установлен кодек zmbv. Он лежит в папке zmbv. Нажмите правой кнопкой мыши по файлу zmbv.inf и выберите установить. Формат хорош тем, что записывает без потери качества (правда многовато занимает).

4.2 Запуск игр с загрузочных дискет

Одни из первых игр, запускаемых на PC, работали вовсе не под DOS. Дискета с такой игрой была загрузочной и содержала в некотором роде операционную систему. Все, что было необходимо игре грузилось с самой игровой дискеты, так что сторонних операционок для запуска не требовалось. Понятно, что сейчас запустить стандартными методами подобные игры нереально. Так что способность DosBox'а загружать с образов таких дискет очень кстати.

Прежде всего, нужно смонтировать папку, где лежит образ дискеты. Чаще всего образы дискет имеют расширение .img или .ima. Пишем mount d c:game (будем считать, что в этой папке лежит наш образ)
Теперь нужно загрузить образ из папки. Для этого используем команду boot:
boot d:spacestr.img (имя файла-образа)

Все, DosBox использует эту виртуальную дискету как загрузочную, и, если все прошло нормально, ее содержимое начнет работать. Попробовать запуск подобных приложений можно на примере игры Space Strike с этого сайта.

4.3 Сетевая игра по локальной сети и интернету в DosBox

DosBox поддерживает сетевой режим в Dos играх через IPX. Причем реально обмен происходит не через IPX, а через TCP/IP. А это означает, что в старые игры теперь можно играть не только в локальной сети, но и через интернет. Поддержка была и в версии 0.63, но реально работоспособной стала только в 0.65.

Теперь о том, как все это включить. Прежде всего надо открыть dosbox.conf в папке с DosBox, найти там строчку ipx=false и заменить ее на ipx=true. Это включит поддержку IPX в DosBox. За работу с IPX отвечает встроенная программа IPXNET. Одному из игроков нужно создать сервер. Это делается командой ipxnet startserver в запущенном DosBox. Теперь другой игрок должен подключится к этому серверу. Для этого используется команда ipxnet connect <адрес>. В качестве адреса может использоваться как IP, так и домен или имя компьютера. Например ipxnet connect 192.168.0.1

Проверить, подключился ли игрок, сервер может набрав ipxnet status. Если подключился один игрок, то в списке будет две надписи. Так получается потому, что DosBox автоматически подключает и игрока, создавшего сервер. Когда два и более игрока связались между собой, можно запускать игру, поддерживающую IPX и отправиться на поиски пункта сетевой режим или multiplayer (Обратите внимание, что прямое подключение или Direct Link - это совсем другие сетевые режимы, которые не br /br /будут работать через TCP/IP). Отключение от сервера происходит по команде ipxnet disconnect, а сам сервер выключается по ipxnet stopserver. Пинг можно посмотреть набрав ipxnet ping.

4. Версии DosBox

Альтернативные сборки Dos Box

Dos Box является не только бесплатным, но и не прячет свой исходный код. К созданию своих версий и сборок может приложить руку каждый. По крайней мере, каждый что-то понимающий в этом деле. В разработке альтернативных версий дальше всего ушли неугомонные корейские программисты, расположившиеся на сайте http://ykhwong.x-y.net/ (сам DosBox в разделе DosBox CVS, некоторые патчи и дополнения в разделе Data) и клепающие одну версию за другой.

Масса дополнений, плюшек и фиксов для конкретных игр. Поддержка Glide, режима SVGA, возможность монтировать файлы из ZIP архивов, автонастройка максимальной скорости, вывод скорости в MHz, менюшка с графическим выбором некоторых пунктов. Но не стоит забывать, что стабильность работы этих билдов значительно уступает стандартным. Невооруженным глазом видны недоделки и, скажем так, невылизанность нововведений. Обозревать все это безобразие, а уж тем более тестить его также, как и официальные версии, нет никакой возможности. Потому в данном мануале не будет рассматриваться эта ветка DosBox. Но при наличии желания или проблем с конкретными играми всегда можно обратиться к альтернативным версиям самостоятельно.

5. Оболочки 

DOSShell

Очень простая, если не сказать примитивная оболочка. DOSShell позволяет легко добавлять запускаемы файлы в список, разбитый по группам, но не дает настраивать никаких индивидуальных параметров для этих игр и программ. А в этом собственно и заключается основное назначение оболочки. DOSShell фактически повторяет способ запуска с перетаскиванием исполняемой программы на иконку Dosbox.exe.

Простая, понятная, но малоэффективная оболочка, не позволяющая настраивать скорость и другие вещи для каждой игры.

DOSBoxer

Не столько оболочка для создания базы запускаемых игр, сколько оболочка конфигов. Главный недостаток - нет графического выбора запускаемого файла. То есть, создать именно ярлык для игры можно, но это придется делать в текстовом виде командами Dos. С точки зрения настроек все опять не слишком радужно. Список очень небольшой, остальное все равно надо править в текстовом конфиге. Одним словом, ценность оболочки сомнительна.

D-Fend

В отличие от описанных выше программ, D-Fend выделяется массой настроек и пунктов классификации игр. Не смотря на внешнюю перегруженность менюшек, пользоваться оболочкой очень удобно. Для каждой игры можно настроить индивидуальные параметры в самой графической оболочке. Кроме этого оболочка располагает всем для создания даже большой базы игр. Можно задавать год выпуска, жанр, разработчика, издателя, помечать как любимое. По каждому из этих пунктов оболочка позволяет сортировать содержимое. Не слишком удобным выглядит необходимость указывать не только запускаемую игру, но и какую папку нужно смонтировать (хотя это дает дополнительные возможности по настройке). Впрочем, кнопка Auto Create спасает ситeацию, выбирая ту же папку с игрой. Наконец, в D-Fend есть возможность очень быстро создать ярлык на рабочий стол для любой игры, так что даже не обязательно будет в дальнейшем запускать саму оболочку.

Описание и загрузка D-Fend Reloaded - лучшая из представленных оболочек для последней версии DosBox. Масса параметров и некоторая визуальная навороченность может создать впечатление сложности программы, но на самом деле все очень удобно.

Скачать бесплатно    Скачать (Download)


Комментарии  

0 #1 Petr 15.06.2017 16:19
Самое удивительное что для пользованием досбокса ничего из вышеперечисленн ого не потребуется..
Цитировать
0 #2 Petr 15.06.2017 16:21
Я полчаса дрочилса с монтированием диска,папки..оп ерация проходила но файлы так и не отображалися..и что вы думаете ВСЕ ЧТО НУЖНО-перетащит ь исполняемый файл на иконку с досбокса и все..запускаетс я программа черес дос!
Цитировать